Хит-парад. Наиболее распространённые армейские автомобили СССР и России

Главная » Автоновости » Хит-парад. Наиболее распространённые армейские автомобили СССР и России

23.02.2018 –юбилейная дата — ровно 100 лет со дня организации Красной армии. В связи с этим, мы решили вспомнить наиболее распространённые армейские автомобили, начиная с советского периода, и по текущий момент.

УАЗ-469/3151 (1972-2003 гг.)

Пятую строчку занимает легендарный УАЗ-469/3151, выпускавшийся с 1972 по 2003 г. Без этого знаменитого «козла», выпускавшегося в Ульяновске, сложно представить не только военную службу, но и сёла России. В качестве предыдущего варианта этого автомобиля был известный автомобиль ГАЗ-69, который выпускался тиражом свыше 600 тыс. единиц, и его экспортировали в несколько десятков стран мира. Однако УАЗ также выпускался в больших объёмах, а по конструкционным особенностям он мощнее аналога, производимого на ГАЗе.

В 2003 году детище ульяновского завода заменил УАЗ-315195, получивший название «Хантер». Однако через 8 лет Минобороны перестало закупать «козликов». В течение прошедшего времени их поставляли для нужд армии большими объёмами, поэтому военные ещё не так скоро спишут все эти автомобили. Время от времени УАЗ занимался выпуском специальных версий, посвящённых знаменитому автомобилю УАЗ-469.

Это связано с тем, что военные снабжалась самым желанным для гражданских лиц УАЗ-469 (в ходе модернизации 1985 года появился индекс 3151) модификацией, имеющей мосты на редукторах (ступичных). Потребность в них была связана с тем, что при разработке автомобиля Минобороны Союза требовало от него способности сопровождения колонны танков в условиях бездорожья. При этом грунт значительно перепахивался, как при использовании трактора. В то время как гражданский УАЗ имел клиренс 220 мм (под мостами), то редукторная военная версия имела 300 мм.

ЗиЛ-131 (1966-2002 гг.)

Четвёртую позицию занял ЗиЛ-131, выпускавшийся до 2002 г.г. (с 1966 г.). Хотя известный завод им. Лихачёва уже не существует, автомобиль ЗиЛ-157 и облегчённый аналог «Урала» можно встретить в разных военных частях. Но знаменитый 131-й нельзя назвать молодым, поскольку значительную часть этих машин выпускали во времена СССР и некоторое время после его распада. С течением времени техника изнашивается, и её списывают с армейских складов. Запасы такой техники пока ещё значительны.

ЗИЛ-131 используют в армии в качестве «универсального средства». Он может транспортировать не только полуприцепы, платформы (бортовые), но и грузы, личный состав и комплексы (как ракетные, так и зенитные). Он также используется для транспортировки КУНГов, применяемых в мастерских по ремонту, медицинских пунктов, походных кухонь и радиоэлектронных комплексов.

В СССР топливо было дешёвым, так что в качестве базового двигателя для этого автомобиля был мотор V8 (150 л.с.), который является карбюраторным. Но двигатель является его уязвимым местом: тяга незначительная, но расход топлива большой. Поэтому «зилок» сдаёт завоёванные позиции дизелям. Но потенциал в плане проходимости у этого автомобиля существенный. Имеется полный привод, а к переднему мосту проведено электропневматическое подключение. Кроме того, имеется 330-мм клиренса и система, изменяющая в шинах уровень давления. Предусмотрена лебёдка, имеющая механический привод. Производился даже редкий в наше время автопоезд (5-осный) с полным приводом, имеющий тягач ЗиЛ-137. Имеется полуприцеп (10 тонн), оси (ведущие) которого, установлены от ЗиЛ-137Б.

ГАЗ-66 (1964-1999)

Третья строчка принадлежит ГАЗ-66 (годы выпуска:1964-1999). Этот автомобиль широко известен в нашей стране. Он имеет две оси и полный привод. Его часто используют и в армии России. Производили его три с половиной десятилетия, а общее количество произведённых грузовиков едва не достигло миллиона. Только военные знают, сколько этих автомобилей эксплуатируется в нашей стране сегодня. И запасы его в армии довольно серьёзные, поскольку с девяностых годов и по текущий момент эти машины (которые предварительно списываются) продаются с консервацией.

Грузовик ГАЗ-66 в армии оснащался разными надстройками кузова (бортовой кузов, разные КУНГи для командования, связи, медобслуживания и т.п.). Используют реактивные установки и модули для дезинфекции и душа. Существовал вариант для десанта (ГАЗ-66Б), имеющий крышу и складной руль, чтобы автомобиль мог поместиться в транспортном самолёте. Сегодня в армии ГАЗ-66 часто меняют на грузовик ГАЗ-3308, который называется «Садко». В сущности, этот автомобиль является модернизированной версией ГАЗ-66.

Выживаемость в условиях бездорожья и отличная проходимость – характерные черты автомобиля ГАЗ-66. Он является компактным, лёгким, и имеющим отличную развесовку, а также в мостах «самоблоки». Кроме того, в грузовике имеется лебёдка механическая и подкачка шин. Его ценят не только в армии, но и в «гражданских» организациях. Карбюраторный двигатель (V8, 4,2 литра) хорошо переносит излучение (электромагнитное), которое бывает при взрыве (ядерном). Этого нельзя сказать об «электронных» моторах. Подкачала эргономика водительского места: при посадке практически обнимаешь силовой агрегат, руль практически горизонтальный, рычаг КПП расположен в задней части кабины. Нужно помнить, что военные должны стойко справляться со сложностями на службе.

ГАЗ-АА/ММ (1932-1949)

Вторую позицию занимает ГАЗ-АА (ММ), который выпускали в 1932-1949 г.г. Если танк Т-34 считают танком нашей Победы, то знаменитую «полуторку» — грузовиком этого знаменательного события, вывезшим на «горбу» всю войну. Выпущено этих автомобилей около миллиона единиц, что позволило сделать его в первой половине 20 века распространённым грузовым автомобилем не только Красной Армии, но и всего СССР. В армии ко времени начала войны было свыше 150 тыс. автомобилей, и использовали их вплоть до 60-х годов.

Из-за военной необходимости и небольшого срока жизни этих грузовиков на фронт стали поставлять ГАЗ-ММ-В (военного образца). С целью экономного расхода используемого металла вместо крыльев, имеющих полукруглую форму, стали использовать прямые, которые гнут из такого материала, как кровельное железо. У автомобиля не было

тормозов (на передние колёса), дополнительных фар, дворников, глушителя и ряда иных компонентов. Для изготовления кабины использовалось дерево, однако в 1942 году вместо дверей стали использоваться пологи из брезента.

На войте такие автомобили перевозили пехотинцев, раненых, разные грузы, орудия, радиостанции, разные цистерны и т.д. И это в условиях бездорожья и с перегрузками. Первый вариант – ГАЗ-АА, выпускавшийся в 1932-1938 г.г. Автомобиль являлся аналогом Ford AA (США). У него был бензиновый двигатель (42 л.с. и 3,3 литра). Он был очень выносливым, по сравнению с техникой, поставлявшейся по операциям ленд-лиза. С 1938 по 1949 г.г. производили вариант ГАЗ-ММ (модернизированный), мотор которого был несколько мощнее (50 л.с.). Кроме того, у этого автомобиля была усиленная подвеска и рулевое управление, которое подвергнуто переделке.

Урал-375Д/4320 (1961-1992/1977 по настоящее время)

Первую позицию следует отдать автомобилю Урал-375Д/4320 (выпускался с 1961-1992/1977 до нынешнего времени). Грузовики «Урал», которые являются полноприводными, — ветераны армии. Они использовались в начале 60-х. Вначале выпускали «Урал-375Д», работающий на бензине (производили в 1961-1992 г.г. при тираже 110 тыс. единиц). Мощность его семилитрового двигателя (V8) составила 180 л.с. В армии его использовали для транспортировки цистерн, радиолокаторов и кранов. Но самой известной его надстройкой является 9К51 «Град» (установка ведения залпового огня). Поэтому эти автомобили воевали в разных военных конфликтах.

«Урал 4320» известен капотными 3-осниками, и имеет две оси. Имеются модификации (8×8) бескапотные, предназначенные для мощных кузовных надстроек. У автомобиля Урал-375Д/4320 имеется существенный недостаток – мотор является очень «прожорливым». Поэтому в 80-х г.г. его потеснил «Урал-4320», имеющий более экономичный двигатель. 375-й отличался высоким уровнем проходимости, что было связано со спецификой управления тягой силового агрегата.

Прошлый год ознаменовался сорокалетним юбилеем Урал-375Д. Модернизированный вариант этого автомобиля изготавливается и сегодня (общий тираж превысил 1 млн. единиц). Имеется много вариаций исполнения, включая изготовление таких грузовиков для МВД и армии. Но, следует отметить, замены в массовом порядке автомобиля «Урал-4320» незаметно. В Миассе уже делаются попытки вызвать интерес к новинке «Урал Next».